moudoddshi2@mail.ru
ул. Гагарина, д.5
+7 (38532) 33-2-56
+7 (38532) 33-2-58
Работая на художественном отделении в школе искусств, часто замечаешь интересные ситуации. Практически все учащиеся неосознанно выбирают одни и те же цвета и их соотношения в разных рисунках. Особенно явно такая тенденция прослеживается у дошкольников. С чем это связано?
Рисунок для ребенка 4-6 лет является не искусством, а ... речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. Выбор определенного цвета рассказывает в первую очередь о психо-эмоциональном состоянии ребенка на момент рисования. Когда ребенок раннего возраста из кучки мелков или коробки карандашей выбирает цвет, он еще может не осознавать свой выбор. Примерно к пяти годам, можно с уверенностью сказать, что у ребенка уже есть достаточно ассоциативного опыта для адекватного выбора. Однако, к этому времени ребенок начинает рисовать "волшебные истории" и сказки, в которых все может быть иным, чем в реальном мире. И вот тут начинается самое интересное. Если рисующий красным цветом травку полуторогодовалый малыш не вызывает большого удивления, то проделывающий то же самое четырех летний ребенок уже заставляет задуматься. И не зря. В таком случае, ребенка лучше показать специалистам.
Чаще, однако, дети выбирают какое-либо сочетание цветов. Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции вызывает рисунок? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу? Как точнее определить это? Можно попробовать описать рисунок, используя понятия "светлый" — "темный", "яркий" — "тусклый", "гармоничный" — "негармоничный", "спокойный" — "неспокойный", "упорядоченный" — "беспорядочный", "веселый" — "грустный", "агрессивный" — "доброжелательный", "богатый" — "бедный", "тяжелый" — "легкий". Это поможет более точно понять состояние ребенка.
Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 4-5 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование при наличии выбора только простого карандаша иногда трактуют как "отсутствие" цвета. Таким образом ребенок "сообщает" о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:
темно-синий — концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
зеленый — уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
красный — сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
желтый — положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
фиолетовый — фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
коричневый — чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;
черный — подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
серый — "отсутствие" цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.
Хочется пожелать родителям: наблюдайте, интересуйтесь, и общение с ребенком наполнится для вас более глубоким смыслом!
Преподаватель художественного отделения
Терешонок Ольга Павловна